Мотивация сотрудников в IT-компаниях

Материальная, нематериальная, зачем.

Поговорили с HR-специалистом Creative Евгенией Семешко на тему мотивации, и почему плохо, если её нет. Кадровый вопрос в нашей сфере всё ещё страшный и не дает спать по ночам.

— Почему к сотрудниками IT-компаний нужен особенный подход?

Профессиональных специалистов на рынке мало, и они зачастую заняты на фрилансе. Поэтому в IT-компаниях отношение к ним бережное. Кроме того, трудно найти близких компании по духу и энергетике людей — даже опытный соискатель не всегда подходит компании по личностным качествам. В итоге поиск постоянных сотрудников нужного уровня превращается в адский квест.

— Что будет, если мотивация отсутствует или минимальна?

Мало находить и привлекать людей в офис — нужно немало усилий, чтобы работники оставались с вами.

В основном сотрудники IT-компаний — интроверты и творческие натуры, которым сложно сходиться с людьми. Они больше других ценят уют и дружелюбие и на работе, и дома. При недостаточном уровне мотивации ценные кадры готовы менять работу, даже если в другом месте чуть ниже зарплата, но лучше и теплее атмосфера.


Когда сотрудник не замотивирован, но и не уволился,  происходит вот что: человек не привносит позитивные моменты в корпоративную жизнь, не делится опытом, не проявляет инициативы, а ещё не хочет развиваться и расти. В условиях нашей сферы сотрудник должен развиваться вместе с технологиями, а застой просто губителен.


Если хотя бы три-четыре сотрудника будут чувствовать себя недовольными из-за отсутствия мотивации, в конце концов это повлияет на весь коллектив. Даже те, у кого нет проблем с мотивацией, начнут показывать низкие результаты из-за атмосферы подавленности, которая — уж поверьте — распространится быстро.


Способы мотивации сотрудников

Они делятся на материальную и нематериальную части. Особенно важны способы нематериальной мотивации — так как финансово поддерживать сотрудников способны многие, а вот обеспечить позитивный настрой в команде — далеко не все.


Материальная мотивация:

Финансы — самый очевидный мотиватор. Высокий уровень заработной платы, её стабильность влияют на уверенность человека в завтрашнем дне, его безопасность, статусность и т.д.

Подарки от компании — это внимание со стороны коллектива и руководства компании, чувство причастности к общему делу и повышение самооценки.

Сертификаты, скидки и путевки — помощь сотруднику в оплате поездок и отпусков, что экономит личные финансы человека. Следовательно, компания заботится о благополучии сотрудника.

Доля в бизнесе (дивиденды) — также влияет и на финансы, и на статус человека. Если сотрудник чувствует себя полноценной частью компании + в этой компании ему что-то принадлежит — мотивация возрастает.

Оплата половины стоимости обучающих мероприятий высокого уровня (московские или зарубежные конференции). Компания заботится о личностном и карьерном росте сотрудника и готова тратить средства на его развитие.


Нематериальная мотивация

Похвала от руководства и коллег, комплименты, особое внимание — всё это помогает сотруднику чувствовать себя нужным и полезным, а также повышает самооценку и уровень уверенности в себе.

Условия работы (мощный компьютер, качественная офисная мебель и т.д.). Человеку нужен комфорт, иначе он страдает из-за низкой производительности рабочей машины или жесткого стула. В этом случае результаты работы будут ожидаемо хуже.

Портрет сотрудника на доске почета (голосование за лучшего сотрудника и его награждение) — ещё один способ указать на ценность человека и повысить его авторитет среди коллег.

Предоставление самостоятельности (дать возможность сотруднику принимать решения) — отлично показывает уровень доверия руководства. Сотрудник, который может принимать решения самостоятельно, чувствует себя более значимым и полезным.

Наделение властью (например, поручение человеку некоторых обязанностей руководителя) — ещё один способ проявить уважение и доверие к сотруднику.

Обед с боссом (вне офиса, в заведении и за счет руководителя) — это не только личный комплимент заслугам сотрудника, но и улучшение его отношений с руководителем.

Корпоративные мероприятия за счет компании — вы и так это знаете, но главное — качество. Например, организовывать танцы с застольями в кафе — сейчас плохо, а выезжать на природу с шашлыками и лазертагом или съездить в боулинг — хорошо.

Публикация в блогах и соцсетях интервью с сотрудником, особенно с выявлением экспертного мнения. Так компания публично заявляет, что о сотрудник компетентен и глубоко разбирается в вопросе. Что, в свою очередь, ещё раз подтверждает ценность сотрудника.

Гибкий график работы и лояльное отношение к сотрудникам — и так понятно. Такое тоже всем нравится.

Приятные мелочи (xbox, бесплатные чай и кофе, настольные игры, книги) — те вещи, которые помогают создавать уют и приятное впечатление от офиса.

Соц. пакет: питание за счет компании, проезд, развозка — список можно продолжать бесконечно, и чем больше условий, тем лучше.

Периодические наказания ремнем (эффективность 146%, но лучше не надо).


Что ещё влияет на настрой сотрудников: развитая корпоративная культура, высокий уровень компании и уровень проектов. Домашняя атмосфера в офисе, где можно раскрывать потенциал и применять способности в комфорте. Постоянная забота о сотрудниках. Общение с людьми, интерес к их жизни (для руководства это вообще обязательно) и помощь в развитии.


Важный совет руководителю: научитесь слышать своих сотрудников. Они не всегда готовы высказать свои опасения или недовольства, но пытаются сообщить вам об этом. Пожалуйста, прислушивайтесь к людям, чтобы не потерять их.


Creative применяет все способы, перечисленные в статье (кроме ремня, потому что вообще не фонтан). Если есть, что добавить, сообщите — мы будем только рады расширить список.

Эти способы положительно сказываются и на количестве, и на качестве команды — мы убедились в этом за последнюю пару лет. Некоторые способы используем недавно, но они уже идут на пользу.

Любите сотрудников своих, и воздастся вам проектами и прибылью:)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *