Цель запуска коммерческого сайта кажется очевидной — он должен приносить прибыль. Но на практике часто получается некое «сайтостроение ради сайтостроения». Почему так случается и как этого избежать?
Бизнес-план — всему голова!
Да-да, разработка сайта начинается… с бизнес-плана. Если вы, конечно, хотите зарабатывать с помощью создаваемого сайта. И первым необходимо прописать финансовый раздел а в нем раскрыть две важные вещи:
откуда , в какие сроки и в каком объеме будет поступать финансирование;
откуда, в какие сроки и в каком объеме планируется поступление выручки.

Если вопрос привлечения инвестиций лежит в сфере компетенции заказчика, то вопрос выручки затрагивает разработку сайта. Отсюда — необходимость ответить на следующие вопросы:
— Откуда образуется выручка?
— Когда образуется выручка?
— На какой объем выручки мы рассчитываем?

Ответ на каждый из этих вопросов приведет вас к развитию бизнес-плана.

Первый вопрос: Откуда образуется выручка?
Факт, но, деньги на сайт могут принести только другие люди (посетители). А откуда посетители возьмутся на сайте? Без продвижения создаваемый сайт будет одним из многих миллионов сайтов в Интернет (на 2018 год их насчитывается более 1.3 миллиарда!). И без продвижения сайта, людей на нём будет немного, а значит — и потенциальных покупателей, и выручке взяться неоткуда.
Если вы намерены сделать не еще один сайт, а сайт, который будет приносить прибыль — пропишите в своем бизнес-плане стратегию продвижения. А из этой стратегии последуют задачи для разработчика сайта — это могут быть и особые модули, и особые формы реализации, и многое другое.

Второй вопрос — это «Когда»? Когда образуется выручка с сайта? Нередко заказчик не видит другого варианта, кроме как сделать сайт что называется «от и до», и только после этого начать зарабатывать. Но вот именно здесь есть хорошая новость — можно и даже нужно запускать сайт как можно раньше. Как?
Вот несколько возможностей:

Во-первых, можно выводить сайт в продакшн с ограниченным функционалом, реализующим основной бизнес-процесс, который приносит выручку. Чем раньше сайт начнет возвращать вложенные в него деньги, тем лучше. Еще один плюс в том, что вы быстрее получите обратную связь от пользователей, что имеет просто огромное значение особенно для стартапов. Разбив разработку на части и частичные релизы, вы получите больше пространства для маневра и сократите риск потратить деньги и время на то, что «не взлетит».

Во-вторых — это представление на сайте ограниченного ассортимента с ранним запуском. К сожалению, множество стартапов закрывается из-за того, что они были перегружены тем, что в реальности не нашло спроса. А затраты в разработку: финансовые и временные уже не вернуть.
Один из основателей крупных зарытых стартапов так прокомментировал это в своем анализе причины неудач: «На нашем сайте «на ура» расходилось только 3% ассортимента, остальное перепродавалось весьма скромно. Если бы мы вывели эти три процента на рынок быстро и поняли расклад, у нас были бы и все шансы развить наш бизнес, но мы вложились в разработку всей базы товаров и функционала и потеряли уйму времени на то, что не принесло нам быстрой отдачи.»

В — третьих — это отказ от чрезмерного дизайнерского перфекционизма. Эстетическая ценность будущего ресурса несомненно дает свой вклад в успешность проекта на рынке. Но это лишь дополнение к тому, насколько востребован товар и/или услуги, продаваемые через сайт. Заказчик частенько полагает, будто красивый сайт — это и есть основа успеха. Увы, но с таким подходом можно прослыть ценителем искусства, но не стать успешным бизнесменом. Разумно выводить сайт в продакшн с приемлемым уровнем дизайнерского исполнения, который можно будет улучшить в процессе. Желательно делать это на деньги, которые заработает уже этот сайт.

Так в вашем плане появится раздел план разработки и релизов. Правильно спланировав вопрос «Когда», вы и получите действительную экономию — уменьшая издержки.

Наконец, необходимо ответить на вопрос На какую выручку мы рассчитываем? Опыт показывает, что ошибки часто заложены в самой финансовой модели бизнеса, в частности в пунктах ценообразования. Закладываемые на сайт промо механизмы приводят к большому расхождению с планируемой маржой: скидки накладываются друг на друга, и заказчик с удивлением обнаруживает низкую маржинальность. Этого неприятного открытия не случится если тщательно проработать финансовую модель и создать полный каталог схем бизнес-процессов на старте.

Что мы имеем в итоге?
План! Бизнес-план. Если грамотно расписать планирование, вы сможете избежать значительных потерь. Ранний старт даст вам возможность контролировать разработку. А вложенные инвестиции будут возвращаться быстрее. Вы значительно повысите жизнеспособность вашего проекта. И ваш разрабатываемый сайт превратится в успешный бизнес и будет приносить стабильную прибыль — то есть выполнит то, ради чего был задуман! Верно?